Главная » Блог » Российский рынок интернет-ритейла.

Российский рынок интернет-ритейла.

Опубликовано: 29 октября 2012г.

Центр стратегических исследований «Enter» вновь делится с нами самыми вкусными и горячими фактами и цифрами, на этот раз, из области интернет-ритейла. Приведем основные выдержки из этого исследования. Чтобы понимать, о чем же именно идет речь, вот основные термины, используемые ниже.

 
Ритейл – розничная продажа, торговля в целом, включающая в себя в том числе продовольственные товары, автомобили, бензин и т.д.
 
E-commerce – электронная коммерция, то есть торговля различными физическими товарами, билетами, купонами, осуществляемая через интернет.
 
On-line ритейл – торговля всевозможными физическими товарами через интернет, телевизионные продажи (магазин на диване) и заказы через каталог.
 
Начнем не с самых впечатляющих результатов. По развитию рынка e-commerce Россия по-прежнему находится на уровне развивающихся стран, его объем на 2012 год составляет $10,3 млрд. ($10,2 млрд. у Бразилии и $10,0 млрд. у Индии). К слову сказать, США и Евросоюз находятся от нас далеко впереди с $194 млрд. и $260 млрд. соответственно.
 
Зато темп роста интернет-ритейла в России в среднем выше, чем в других странах и составляет 30%. Кстати, все у той же Бразилии этот показатель равен 33%.
 
Какой ассортимент представляют своим клиентам самые успешные интернет-ритейлоры России? Оказывается, это «смешанный ассортимент», бытовая техника, электроника и автозапчасти.
 
Также исследователи «Enter» выделили несколько стратегий развития, которые могут использовать on-line ритейлеры.
 
Стратегия слияния и поглощения (на примере японского Rakuten, смешанный ассортимент)
 
1. Диверсификация направлений e-commerce
 
2. Глобальное присутствие
 
3. Развитие финансовых онлайн-сервисов
 
4. Инвестиции в развивающиеся компании по всему миру
 
5. Стратегическое партнерство с социальной сетью Pinterest
 
Стратегия вовлечения клиентов (на примере английского магазина одежды ASOS). Данный магазин делает ставку на развитие и продвижение через социальные сети (также имеется собственный канал на youtube), а также специально был разработан сервис ASOS Outlet — подразделение, которое специализируется на продажах товаров со скидками. Также магазин нацелен на международную экспансию.
 
Стратегия агрессивного роста (на примере английского магазина одежды и спортивных товаров boo.com). Эти ребята стартовали одновременно в нескольких странах и изначально задали высокий уровень обслуживания клиентов, помимо бесплатной доставки, компания осуществляла возврат товара одновременно в 8 странах мира.
 
Стратегия M&A (на примере американского магазина продуктов питания webvan.com). Основной акцент компания сделала на бесплатной доставке в установленные сроки. Даже наличие большого числа конкурентов в лице супермаркетов их Южных штатов не помешало внедрению нового формата торговли.
 
Что касается российской действительности, то она выглядит так. На схеме представлены темпы роста российского ритейла за последние два года.
 
Специалистами «Enter» были отобраны 30 он-лайн ритейлеров. Из них менее половины представлены в городах-миллионниках, если же будем идти на восток России, то там ситуация обстоит еще хуже.
 
Что касается проникновения современных технологий в он-лайн продажи, то около 33% и 20 % магазинов в Москве и Питере соответственно предлагают своим клиентам оплатить товар пластиковой карточкой курьеру. В остальных регионах – таких единицы. Зато оплаты через сайт пластиковыми карточками принимают даже в самых отдаленных регионах России.
 
Как отмечают сами эксперты Enter, в России большой потенциал роста использования электронных видов платежей, в том числе пластиковыми картами. Основными препятствиями к этому росту является, во-первых, низкий уровень безопасности сайтов и во-вторых, недоверие россиян к продавцам через интернет. Более того, возврат товара, оплаченного подобным способом иногда затягивается на долгое время и доставляет массу неудобств клиентам. Однако как представители интернет-магазинов, так и стоящие у власти чиновники в силах выработать единые стандарты, которые позволят в дальнейшем избавиться от подобных барьеров и выработать стратегии к грамотному развитию среды интернет-ритейла. К тому же, дополнительным стимулом к развитию дают и социальные сети. Современные молодые люди, проводящие в интернете большую часть времени, весьма лояльны к покупкам в интернете, для них – это часть повседневной жизни. По прогнозам, уровень проникновения интернета в России к 2015 году достигнет уровня 78,1%, а аудитория соц. сетей увеличится на 50%, все это несомненно создает благоприятные условия для интернет-ритейла в России.
Все новости