ГОСТ для интернет-магазинов
Опубликовано: 15 января 2014г.
Ушедший год для e-commerce в России стал более, чем насыщенным, но работа принесла свои оправданные плоды. Буквально под звон курантов и состоялось событие, про которые пойдет речь. В ушедшем году введено официальное определение, что такое «интернет-магазин». 20 ноября Комитет по техническим вопросам Всероссийского научно-исследовательского института сертификации принят окончательный ГОСТ под названием «Торговля. Термины и определения». В законные права он вступит уже 1 июля 2014 года.
В документе прописано, что интернет-магазин – это часть торгового предприятия или торговой организации, или же торговая организация целиком, которая предназначенная предоставлять покупателю в Интернете сведения, необходимые в процессе совершения покупки. К числу этих сведений относят информацию о видах товара, стоимости, продавце, условиях и видах доставки и оплаты.
Формулировкой термина занималась Ассоциация компаний розничной электронной торговли, которая объединила всех представителей e-commerce в РФ.
Они поставили перед собой задачу отождествить термины «интернет-торговля» и «дистанционная торговля» , но АКРЭТ потребовала разделить эти понятия, а также отредактировать старое определение – «дистанционная торговля».
Что касается термина «интернет-магазин», в этом понятии присутствуют четыре основных тезиса:
-интернет-магазин - не только сайт, а частица бизнеса или весь бизнес целиком;
-продавец предоставляет клиенту посредством сайта всю интересующую информацию о покупке;
-у клиента есть возможность сообщить продавцу при помощи Интернета о своем желании совершить покупку;
-владельцы интернет-магазинов (самостоятельно или с помощью подрядчика) обеспечивают транспортировку минимум к пункту самовывоза.
Что об этом думает рынок?
Этот ГОСТ является переломным моментом для всей e-commerce на просторах России, так как в нём заложены термины, ранее юридически недоступные.
На сегодняшний день существуют и другие стандарты, к которым можно присоединяться, к примеру, стандарты АКИТ или «Надёжная покупка». На этом новшества в этой отрасли не заканчиваются и тему стандартизации планируют развивать еще шире. В тоже время АКРЭТ хочет сделать свой стандарт, на основе термина, зафиксированного в ГОСТ.
Пока можно только лишь отметить важность события в целом, а заявлять о неоспоримых преимуществах и прогнозировать влияние на рынок пока рано. Хотя следует отметить, что внесение в ГОСТ новых терминов уже внесло смуту среди владельцев мелких интернет-магазинов.
Предприниматели уверены, вместе со стандартизацией определения, их ожидают проверки на основании ГОСТа, непонятные моменты с разъяснением определения мультиканальной компании. Владельцы интернет-магазинов озадачены, что теперь им придется проходить множество проверок, плачивать пошлины, заниматься сбором документов. Предприниматели опасаются, что с таким количеством бюрократических квестов, у них просто не останется времени для самого бизнеса. Все понимают, что соответствовать ГОСТам – это серьезно и требует постоянного подтверждения. Вместе с тем понятно и то, что принятие этого определения может запросто повысить уровень входа на рынок e-commerce.
Есть вероятность, что недопонимание и страх вызван самим понятием ГОСТ – создается впечатление, что если это государственный стандарт, то все пункты, прописанные в нем, необходимо выполнять принудительно. А памятуя, с какой завидной регулярностью в законодательных трактовках встречаются двусмысленные трактовки и неясности, многие боятся только усложнения в происходящем, но никак не её улучшение. Отметим, что пока речь не идет о безукоризненном следовании ГОСТу.
Как и о любом другом ГОСТе, пока рано говорить о пользе нового термина. Предстоит огромная работа над созданием нормативных актов и законов. На сегодняшний день законодательство касательно интернет-магазинов не может выдержать никакой критики – сам термин «интернет-магазин» в законах есть, а точного определения до этого дня не было. Начать со стандартов – правильно решение.